Трамп и Россия: ключевые факторы взаимодействия

Кандидаты на пост президента США от Демократической и Республиканской партий Хиллари Клинтон и Дональд Трамп в последние дни выступили с рядом заявлений по России, которые позволяют лучше оценить перспективы политики Вашингтона на российском направлении при новой администрации. И если из уст Клинтон не прозвучало ничего принципиально нового, позволяющего поставить под сомнение ее антироссийские взгляды и намерение жестко оппонировать Москве по всем ключевым международным вопросам, то высказывания Трампа представляются более многоплановыми, дающими основания для разработки целого ряда сюжетов будущего развития российско-американских отношений в случае победы республиканского кандидата. И в этом плане хотелось бы выделить следующие факторы, представляющиеся ключевыми для понимания внешнеполитических приоритетов миллиардера-республиканца – в том числе в плане их российского измерения.

Фактор первый. Внешнеполитическое направление носит для Дональда Трампа в целом подчиненное значение по сравнению с внутренней (прежде всего, финансово-экономической) проблематикой. Основными приоритетами последней выступают проведение налоговой реформы и осуществление финансового регулирования в том числе деятельности иностранных компаний. Трамп обещает снизить эффективную ставку налога на доходы американцев в среднем на 7%, опустив ее верхний потолок с 40% до 25%. Параллельно также планируется понизить налог на прибыль корпораций до 15%. Одновременно кандидат от республиканцев предлагает обложить налогом в 10% так называемые «контролируемые иностранные компании» и ввести пошлины в размере от 15% до 35% для тех компаний, которые переносят производство за пределы страны.

В данном случае речь идет, прежде всего о Мексике, а главное, о Китае – торгово-экономическую экспансию которого он считает главной угрозой для США. Выступая на Национальном съезде Республиканской партии, Трамп пообещал «применять все возможные торговые ограничения против любой страны, которая будет играть нечестно». Это включает в себя прекращение кражи интеллектуальной собственности со стороны Китая наряду с их незаконным демпингом, а также разрушительными манипуляциями с валютой. «Они являются самым крупными валютными манипуляторами в истории» – заявил он. (vestifinance.ru)

Вторым направлением противодействия для США в трактовке Трампа должна стать Мексика – причем не только по причине наплыва оттуда нелегальных иммигрантов, но и в силу экономических соображений. «Если они собираются уволить весь персонал, переместить завод в Мексику, собирать там кондиционеры и при этом планируют продавать эти кондиционеры в США, то в этом случае будут налоги», – эти слова Трамп адресовал компании Carrier из штата Индиана, которая осуществляет перевод производства в Мексику. Соответственно миллиардер готов вывести США из Всемирной торговой организации в том случае, если предлагаемые им меры натолкнутся на критику со стороны данной организации. Еще одним пунктом его программы является возможная отмена соглашений, которые подписала администрация президента Обамы в рамках проекта Транстихоокеанского партнерства. (vestifinance.ru)

Все вышеперечисленные предложения объективно не направлены против России, но зато способны радикально изменить глобальную экономическую систему – создав для российской стороны новые «окна возможностей». В Европе уже заговорили об угрозе «изоляционизма», исходящей от Дональда Трампа. В частности, германское издание Frankfurter Rundschau приводит слова эксперта по США немецкого фонда «Наука и политика» Марко Оверхауса, который уверен, что в случае избрания в президенты США кандидата от республиканцев Дональда Трампа пострадают как Европа, так и Россия. По его словам, Трамп «уверен, что от внешнего мира исходят скорее опасности, и потому США больше выиграют, если отгородятся от него», однако «Россия и Китай скорее пострадают от куда более изолированной политики США – в особенности в вопросах торговли». (fr-online.de)

В том, что касается Китая, с германским экспертом стоит в значительной степени согласиться, однако применительно к России инициативы Трампа объективно не несут негативного потенциала, особенно учитывая нынешний крайне низкий уровень российско-американских отношений в том числе и в торгово-экономической сфере. Скорее можно говорить о том, что предложения республиканского кандидата способны создать новые линии противоречий у США в рамках «большой двадцатки» – прежде всего, с Китаем, Мексикой, Саудовской Аравией, Турцией и Индонезией.

При этом ряд европейских лидеров все более открыто симпатизируют Трампу. В частности, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил о том, что его страна выступает против навязывания «экспорта демократии» со стороны США. «Внешняя политика демократов плоха для Европы и убийственна для Венгрии. При этом позиция кандидата от Республиканской партии, г-на Трампа, является позитивной для Европы и соответствует интересам Венгрии. Мы также выступаем против внешнеполитического курса по «экспорту демократии» и увеличения потока мигрантов». – подчеркнул он. (vestifinance.ru)

Фактор второй. Ход предвыборной кампании кандидата-республиканца продемонстрировал, что он является в гораздо большей степени прагматиком в международных делах, чем Хиллари Клинтон. Трамп объективно не разделяет концепцию мессианства США в продвижении собственных политических ценностей и склонен исходить из существующего статус-кво и экономических интересов своей страны. Это объясняет его последние заявления в пользу сотрудничества с Россией в решении ключевых международных проблем и отказ от конфронтации с Москвой по менее важным для него вопросам (в частности, в том, что касается событий вокруг Украины). Наиболее четко это прослеживается в заявленном в интервью телеканалу ABC News намерении рассмотреть вопрос о признании Крыма частью России в случае своего избрания и учитывать мнение самих крымчан. «Я рассмотрю этот вопрос. Но вы знаете, народ Крыма, насколько я знаю, предпочел бы быть с Россией, а не там, где он был раньше. И вы должны это также учитывать», – подчеркнул Трамп. (rbc.ru) Кроме того, Трамп в своем выступлении перед журналистами во Флориде пообещал в случае своего избрания президентом США рассмотреть вопрос об отмене санкций против России: «Мы это рассмотрим. Да, мы рассмотрим». (rbc.ru)

Фактор третий. Дональда Трампа категорически не устраивает нынешний формат взаимоотношений США и европейских стран в рамках НАТО. Он намерен пересмотреть нынешнее положение дел, когда только четыре государства-члена Североатлантического альянса из 28 (помимо США) тратят на оборону ранее оговоренные средства в размере 2% от валового внутреннего продукта. Кроме того, по мнению Трампа, необходимо изменить устаревшие задачи и саму структуру НАТО, которые берут свое начало в эпохе «холодной войны» и противостояния Советскому Союзу. По его мнению, НАТО вместе с Россией должны противостоять общим угрозам, в частности миграции и исламистскому терроризму. (americanthinker.com) В интервью телеканалу ABC он заявил буквально следующее: «Я думаю, что НАТО устарело. НАТО было создано, когда еще был Советский Союз, который очевидно был больше, намного больше, чем современная Россия. Я не говорю, что Россия не представляет угрозу. Но у нас есть другие угрозы». «Перед нами стоит угроза терроризма, а в НАТО терроризм не обсуждается, эта организация не предназначена для борьбы с терроризмом. В НАТО не входят государства, нужные для того, чтобы бороться с терроризмом. А еще я настаиваю на том, что мы прежде всего покрываем несоразмерно высокую долю расходов НАТО. Мы тратим больше всех, мы платим львиную долю – неравнозначную по отношению к другим странам» – подчеркнул Трамп и заключил: «Я считаю, что НАТО себя изжило. Альянс уже неактуален, и он крайне дорого обходится Соединенным Штатам, несоразмерно дорого. Мы должны переделать НАТО. Его нужно перестроить таким образом, чтобы альянс мог противостоять терроризму, или же нам необходимо создать новую коалицию, собрать новую группу стран, чтобы разобраться с терроризмом, поскольку эта проблема вышла из-под контроля». (russian.rt.com)

При этом Трамп выступает против того, чтобы США «влезали в украинскую историю». (vz.ru) «Мы говорим об Украине: уходите отсюда, делайте это, делайте то. А ведь Украина находится очень далеко от нас» – напоминает он. При этом проект бюджета США на 2017 год, разработанный администрацией президента США Барака Обамы, предусматривает выделение 4,3 млрд долларов по отдельной статье на «противостояние российской агрессии и поддержку европейских союзников». (vz.ru)

Фактор четвертый. Ключевой международной проблемой для Трампа выступает (помимо конкуренции с Китаем) исламский терроризм, напрямую угрожающий не только Европе, но и США. И в данном контексте он считает необходимым и возможным взаимодействие с Россией – несмотря на существующие разногласия по сирийской проблеме. «Разве не было бы хорошо, если бы США вместе с Россией разбили «Исламское государство»? Разве я не прав, говоря это?» – заявил Дональд Трамп, выступая на предвыборном митинге в штате Огайо. По его словам, к такому союзу могли примкнуть и другие «соседние страны и, возможно, НАТО». (latimes.com)

Фактор пятый. В случае своего избрания президентом США, Дональд Трамп не будет считать себя связанным необходимостью соблюдать преемственность с политикой своих предшественников по причине того обстоятельства, что он не является представителем политического истеблишмента. Данное обстоятельство с точки зрения американской политической традиции и культуры является особенно важным. А учитывая, что составной частью политической программы американского истеблишмента вне зависимости от партийной принадлежности в последние годы выступает курс на максимальное «сдерживание» России – именно Трамп является, по сути, единственной фигурой на современном политическом Олимпе США, при котором возможно новая «перезагрузка» российско-американских отношений.


Пётр Искендеров, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук
Источник: "Международная жизнь"

Комментариев нет:

Отправить комментарий