Одна из самых известных расследующих журналисток Болгарии Диляна Гайтанджиева была вызвана на допрос в ДАНС (Государственное агентство национальной безопасности), где ее попросили сообщить, кто передал ей документы, доказывающие поставки болгарского оружия подразделению «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) в Сирии.
Сославшись на право журналиста не раскрывать источники информации, предоставленное болгарским законадательством, она отказала сотрудникам ДАНС в их просьбе. В тот же день она узнала, что газета «Труд» разорвала трудовой договор с ней. Об этом сообщает корреспондент Федерального агентства новостей с места событий.
Диляна Гайтанджиева родилась в небольшом болгарском городе Ямбол и сумела закончить самое престижное высшее учебное заведение страны — Софийский университет по специальности «Телевизионная журналистика». Затем работала в телевизионных компаниях — Nova и ТВ-7. Известность пришла к ней после ее расследований о коррумпированных политиках и организованной преступности. Начиная с 2013 года, она стала ездить в многомесячные командировки в Сирию. В том же году появился ее документальный фильм «Червена граница» (Красная граница), а годом позже «Пазар на терористи» (Рынок террористов).
В интервью, которое Диляна Гайтанджиева дала ФАН про эти фильмы, она сказала следующее: «В те годы все болгарские СМИ рассказывали, что в Сирии борцы за свободу воюют против диктаторского режима. Поэтому моей целью было показать болгарам кто такие эти борцы. Руководство телевизионного канала ТВ-7 не знало, что делать с фильмами, противоречащими официальной точке зрения, и, в конце концов, приняло компромиссное решение: они были показаны, но только один раз и в полночь. Таким образом, их мало кто видел».
Действительно, даже я, профессионально просматривающий болгарское информационное телевидение, узнал об этих фильмах только во время подготовки к интервью с Диляной Гайтанджиевой. Хотя после их съемки прошло несколько лет и в Сирии многое изменилось, они и сейчас производят сильное впечатление и рассказывают много интересных фактов о тех, кто, согласно американским и европейским СМИ, борется за демократию в Сирии и Ираке.
В фильмах показаны множество массовых казней, которые происходят на территориях, контролируемых ИГИЛ* и «Джебхат ан-Нусрой»* (обе организации запрещена в РФ). Причем людей не только расстреливают, но и перерезают им горло, распинают их на кресте и даже сбрасывают с крыш и окон домов. Запоминается интервью с муллой с отрезанным ухом и пробитыми ногами. Взятый в плен командир «Аль-Каиды» в провинции Тартус Абдухадер Ал Сахили утверждает, что в борьбе против властей Сирии хороши все средства: убийства мирных жителей, терроризм с использованием детей-смертников и даже каннибализм — поедание сердца убитого солдата сирийской армии с целью запугивания остальных.
Диляна Гайтанджиева первой подняла тему так называемого секс-джихада. Болгарская журналистка взяла интервью у Сары Аллам, сидящей в сирийской тюрьме, которая рассказала подробности: «Стала членом «Аль-Каиды» в 10-м классе. Посещала религиозные курсы при мечете в городе Мукомал. Там преподавал шейх из Ирака. Он был связан с организацией «Аль-Каида» и убеждал нас, что тот, кто не с «Аль-Каидой»*, неверный. Вначале нас было 10 девочек, потом стало значительно больше. Он нам сказал, что мы должны заниматься сексом с каждым, кто из «Аль-Каиды» и это разрешено религией. Он приводил ссылки из Корана и высказывания пророка Мухаммеда. После того, как закончились эти уроки и начались события в Сирии, начался и джихад девочек. Я занималась сексом с братом одной из девочек и другими мужчинами. Двое из Ливии, один из Туниса, один из Марокко и еще один из Египта. Затем была с турком, французом, потом еще с двумя мужчинами из Саудовской Аравии и Катара. Занимались мы сексом с каждым членом «Аль-Каиды», который этого хотел, и брали мы 300-400 долларов».
Интересно, что кроме идейных проституток были и сексуальные рабыни, некоторых из которых отдали их собственные мужья. Фатима, которую ее муж продал за 5000 сирийских фунтов (25 долларов) вспоминает: «Поместили меня в одну из комнат, завязали глаза и руки. За 12 часов я вышла замуж и развелась с шестью мужчинами». Используя то, что в исламе для развода мужчине всего лишь нужно в присутствии свидетелей трижды произнести фразу «Ты мне больше не жена!», «Аль-Каида» умудрилась придать сексуальному насилию и проституции форму брака.
Убедительна разоблачена в фильмах и провокация исламистов, которые обвинили сирийскую армию в использовании химического оружия и предоставили видеозапись отравленных насмерть детей в Гуте в 30 км от Дамаска. Однако среди мертвых детей родители распознали тех, кто был ранее похищен исламистами в Латакии — на другом конце Сирии в составе группы из 105 заложников, которую пытались обменять на пленных членов «Аль-Каиды». Однако на разоблачение Диляны Гайтанджиевой никто на Западе так до сих пор не обратил внимания, и в результате трагедия повторилась в 2017 году.
В фильмах показаны поруганные исламистами христианские храмы и святыни, видеозаявления их главарей о необходимости уничтожения всех тех, кто хочет демократии и конституции вместо воли Аллаха. И все это было снято в 2013-14 годах, когда все западные СМИ изображали законную власть Сирии как исчадие ада, которой противостоят святые борцы за демократию. Это сейчас даже самые фанатичные демократы начали признавать, что и Башар Асад не такой уж плохой и враги его не такие уж хорошие.
Фильмы Диляны Гантаджиевой интересно смотреть даже тем, кто не знает болгарский язык:
И это не только мое мнение. Высокую оценку фильму «Червена граница» дали профессионалы, присудив 1 ноября 2013 года, через день после его выхода в эфир, Диляне Гайтанджиевой награду Союза болгарских журналистов. В интервью она рассказала и о другой реакции на ее фильм: «После выхода фильма я стала получать по Интернету оскорбления от представителей так называемой оппозиции, проживающих в Болгарии. Они утверждали, что я продалась режиму Башара Асада и снимаю фильм на его деньги». Впрочем, и эта реакция показывает, что фильм не оставляет никого равнодушным.
В своем интервью ФАН Диляна Гайтанджиева указала на один парадокс в работе западных журналистов в Сирии: «Иностранные журналисты, прежде всего американцы, утверждают, что против диктатора борется умеренная оппозиция, стремящаяся установить демократию в Сирию. Но почему-то они не идут отражать ход войны к ним. Наоборот, они водят репортажи, находясь под защитой солдат Башара Асада. Вначале были попытки начать работу на другой стороне, но известных журналистов там сразу похищали и освобождали только после многомиллионных откупов, а безвестных фрилансеров просто убивали. И тем не менее западные журналисты продолжают рассказывать в своих репортажах, что с диктатурой воюют честные революционеры, пришедшие из 86 стран, чтобы помочь сирийскому народу, хотя прекрасно знают, что это абсолютная ложь».
Впрочем, самой Диляне Гайтанджиевой удалось поговорить с одним из руководителей Свободной сирийской армии полковником Маликом Ал Кырди. Об этой встречи в интервью она вспоминает так: «Моя встреча с ним произошла в Турции, недалеко от сирийской границы. Полковник уже стал понимать, что его родина постепенно превращается в колонию террористов, и поэтому сообщил много интересных сведений. Он рассказал, что силы, которые воюют с правительственной сирийской армией, получают вооружение с Запада, которое распределяет штаб, состоящих из представителей 15 западных стран. При этом его удивило и смутило то, что представители организаций, которые там на Западе официально признаны террористическими, получают оружия даже больше, чем ССА. Он сообщил, что у них на вооружении есть американские противотанковые ракетные комплексы TOW, а их применению обучают в тренировочном лагере в Катаре. За прошедшие три года многое изменилось. ССА фактически уже не существует. Точнее она существует только формально, являясь ширмой для поставок оружия террористам».
Другим изменением стало то, что США теперь стали вооружать террористов не своим оружием, а тем, которое произведено в Восточной Европе, прежде всего в Болгарии. И мир узнал об этом благодаря этой же смелой болгарской журналистке, которая обнаружила в декабре 2016 года в только что освобожденном от исламистов Алеппо склады с ракетами для установки «Град», а также со снарядами для противотанковых орудий и гранатометов, изготовленных недавно на болгарском военном заводе в городе Сопот.
После того как ФАН сообщило об этом своим читателям, скандал стал международным и Прокуратура Республики Болгарии была вынуждена начать расследование. О его результатах я спросил в интервью Диляну Гайтанджиеву: «Вначале дело было передано из главной прокуратуры в Софии в Горнооряховскую районную прокуратуру. Уже это доказывает, что расследовать то, как болгарское оружие попадает террористам, не собирались, так как очевидно, что районной прокуратуре такое расследование не под силу. Оружие попадало к «Аль-Каиде» через Саудовскую Аравию. Прокурорские работники из Горна Оряховица проверили на военном заводе наличие договора с Саудовской Аравией и наличие лицензии на экспорт оружия за границу. После этого они прекратили расследование с формулировкой «за отсутствием состава преступления».
В отличие от прокуратуры Диляна Гайтанджиева продолжила расследование и с помощью источника информации, который она отказывается назвать, ей в апреле 2017 года удалосьвыяснить, что болгарское оружие перевозится в Саудовскую Аравию на плавающем под датским флагом корабле «Марианне Даника». В июле 2017 года в газете «Труд», где она работала корреспондентом, Диляна Гайтанджиева опубликовала сенсационную статью под названием «350 дипломатических полетов с оружием для террористов через Болгарию».
В ней была раскрыта целая сеть поставок оружия террористам в Сирии, Ираке и Йемене, а также преступным группировкам в Африке из Болгарии, Румынии, Сербии и Словакии, которые осуществлялись самолетами азербайджанской авиакомпании «Silk Way». Уникально то, что для своих авиарейсов с оружием ей удалось получить дипломатический статус в 12 государствах, то есть они не проверялись таможней и пограничной службой. В статье были опубликованы 49 документов, подтверждающих это и была она опубликована на болгарском и английских языках.
Правдивость информации, опубликованной в статьях Диляны Гайтанджиевой, косвенно подтверждают два факта. Во-первых, болгарский экспорт оружия за границу по официальным данным вырос с 125 миллионов долларов в 2014 году до 650 миллионов долларов в 2015 году.
Во-вторых, ни болгарский военный завод, ни американские фирмы, закупавшие болгарское оружие, ни азербайджанская авиакомпания не выдвинули против нее и газеты «Труд» обвинений в клевете.
Во-вторых, ни болгарский военный завод, ни американские фирмы, закупавшие болгарское оружие, ни азербайджанская авиакомпания не выдвинули против нее и газеты «Труд» обвинений в клевете.
Про историю последней статьи Диляна Гайтанджиева рассказала в интервью так: «Документы, опубликованные в статье, я получила через социальные сети Интернета. Мне написали, что они получены через взлом электронной почты посольства Азербайджана в Софии. Я проверила их подлинность, а кроме того написала запрос в посольство Азербайджана и там подтвердили факт взлома почты. После этого я и написала статью. На днях меня вызвали в ДАНС и попросили сообщить мои источники информации, но я это делать отказалась, сославшись на предоставленное мне законом право. В ДАНС расследуют не то, как болгарское оружие попадает в руки исламистов, а то, как произошла утечка документов, подтверждающих это.
В тот же день меня вызвали в редакцию газеты «Труд» и дали подписать уведомление о прекращении трудового договора. Даже встретиться с главным редактором Петьо Блысковыммне не удалось. Это было полной неожиданностью для меня. Еще несколько дней назад мы обсуждали с ним мою следующую командировку в Сирию и то, как будем продолжать расследование о поставках оружия террористам. Очевидно, газета поддалась оказываемую на нее натиску.
Несмотря на то, что я теперь безработная, планирую продолжить расследование. На моих глазах в Сирии оторвало головы женщине с ребенком. Я видела множество изуродованных детей (одну из видеозаписей Диляны Гайтанджиевой можно посмотреть здесь, — Прим. ФАН). Я не хочу, чтобы оружие, изготовленное в Болгарии, приносило смерть и страдания невинным людям.
Кроме того, война в Сирии заканчивается, и скоро исламисты сбегут в Афганистан и Пакистан. Но велика вероятность того, что каналы поставок им оружия сохранятся, а в Афганистане находятся болгарские войска и может случиться так, что наше же оружие начнет убивать наших воинов».
Увольнение Диляны Гайтанджиевой — очередной эпизод, доказывающий, что в ЕС существует преследование журналистов за их профессиональную деятельность. Тут можно вспомнить Петру Ласло из Венгрии и Матиуша Пискорского из Польши. Тут, к счастью, до судебных приговоров и тюремного заключения не дошло. Но отчетливо видно, что свобода слова существует только пока это слово не мешает государственной политике. Сама Диляна Гайтанджиева по этому поводу сказала в интервью: «Расследующая журналистика в Болгарии мертва. За последние два года нет ни одного примера расследования журналистами злоупотреблений государственной власти».
На мой вопрос о ее отношении к России она ответила так: «Впервые за долгие годы я испытывала гордость за нашу армию, когда узнала, что наши военнослужащие на учениях НАТО отказались стрелять по мишеням, на которых была нарисована российская символика.
Я видела в Сирии ваших военных, видела медицинских сестер, погибших в Алеппо. Я беседовала со многими сирийцами и все они испытывают огромную благодарность к России за то, что она делает в их стране. Подобно тому, как 140 лет назад Россия освобождала Болгарию, сейчас она освобождает Сирию».
* Организация запрещена на территории РФ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий