Конфликт между Анкарой и ведущими странами ЕС набирает обороты.
Итак, влиятельные политики из Германии и Австрии позволяют себе нелицеприятные личностные высказывания в адрес Реджепа Тайипа Эрдогана. Он в свою очередь в долгу не остается.
Некогда просто прекрасные отношения между Турцией и ЕС стали портиться по мере возрастания влияния Эрдогана. Его предшественники были готовы десятилетиями ждать от Брюсселя членства в ЕС, вежливо выслушивая европейские нравоучения и либерализуя, вопреки мусульманским традициям, общественную жизнь. Эрдоган же начал ставить вопрос о международных перспективах своей страны ребром, да еще и фактически пресек на территории Турции пропаганду «европейских ценностей». По Стамбулу и крупным городам на юге страны сразу же прокатилась волна протестов, за которой явно просматривался «евроатлантический» след. Однако Эрдоган поначалу стерпел это и попытался все-таки наладить диалог с Западом, ради которого фактически заморозил даже отношения с Россией. Но его старания никто так и не оценил. Последней каплей, переполнившей чашу терпения турецкого лидера, стала попытка военного переворота в июле 2016 года, в которой принял участие ряд высокопоставленных армейских офицеров и которую активно поддержали представители судебной системы. Самому президенту переворот мог стоить не только должности, но и жизни, однако он успел быстро мобилизовать своих сторонников и победил. Когда стало ясно, что «революции не будет», офицеры и чиновники, имевшие отношение к перевороту, тысячами бежали в Европу. В турецких СМИ появилась информация о том, что к попытке свержения Эрдогана причастны западные спецслужбы.
И тот факт, что США и Европа проигнорировали его просьбы о выдаче несостоявшихся узурпаторов (только ФРГ - около 4500 человек, которых Анкара считает причастными к заговору), очевидно, еще сильнее утвердил президента Турции в его подозрениях.
Масла в огонь турецко-европейских противоречий подлили и попытки властей западных стран заблокировать на своей территории любую проэрдогановскую политическую пропаганду (в частности, мероприятия, сопряженные с агитацией за расширение президентских полномочий). Для Анкары европейские «палки в колеса» были весьма болезненны, так как в границах ЕС проживают миллионы турецких граждан, имеющих право на свободное волеизъявление в ходе выборов и референдумов в родной стране. По официальным данным, только в ФРГ около полутора миллионов человек имеют двойное, турецко-германское гражданство. Помимо этого, значительное количество проживающих в Германии потомков османов, имеют только турецкие паспорта, а в ФРГ живут или по временному разрешению, или вовсе нелегально. Также около трех миллионов этнических турок формально имеют только немецкое гражданство, притом, что связи с исторической родиной они активно поддерживают. Значительные турецкие диаспоры проживают, кроме того, в Нидерландах, Австрии и других странах Центральной и Западной Европы.
И как бы это ни парадоксально звучало, но большинство европейских турок являются горячими сторонниками Реджепа Эрдогана! Связано это, во-первых, с массовой неудовлетворенностью турецкими мигрантами своим местом в жизни европейских стран, а, во-вторых, с тем, что консервативно настроенные турки неодобрительно, а порою и вовсе с презрением, смотрят на то, как живут современные европейцы. Эрдоган же для них – герой, человек, который обеспечил сначала экономическое развитие, а затем и рост международного влияния своей стране.
После того, как Эрдоган снова сблизился с Россией, европейские неолибералы перестали даже скрывать свое негативное отношение к нему, граничащее порою с откровенной ненавистью.
В конце концов, в ответ на жесткую критику со стороны европейцев и блокирование его политических инициатив, Эрдоган позволил себе нанести серьезный имиджевый удар сразу по нескольким ведущим политическим силам ФРГ. Он призвал турок, живущих в Германии, не голосовать за членов партий, которые сам Эрдоган считает врагами Турции: представителей Христианско-демократического союза, Социал-демократической партии и «зеленых» (которых, кстати, по иронии судьбы сейчас возглавляет этнический турок Джем Оздемир).
При этом Эрдоган обосновал свою позицию, обвинив Германию в поддержке терроризма (говоря, в частности, об отказе Берлина выдавать Анкаре участников прошлогоднего неудавшегося переворота):
«Когда здесь находится террорист, они просят нас выдать его им. Но сами не хотят выдавать нам ни одного. Получается, Турция вне законов вашей судебной системы?».
Возмущению немецких политиков и чиновников не было предела.
Как сообщила DW, резкую отповедь турецкому президенту сразу же дала канцлер Германии Ангела Меркель:
«Мы не позволим никому, в том числе и президенту Эрдогану, вмешиваться в свободный выбор наших граждан, в том числе, немецких граждан турецкого происхождения. И мы запрещаем любое вмешательство в формирование общественного мнения».
Еще более категоричен был социал-демократ Мартин Шульц:
«Что, собственно говоря, позволяет себе этот человек? В задачу турецкого президента не входит давать указания, касающиеся хода выборов в германский бундестаг».
Однако этого Шульцу показалось мало, и он добавил:
«(Эрдоган) утратил всякое чувство меры, поэтому мы еще больше будем поддерживать тех, кто сражается за свободную и демократическую Турцию».
А вот это уже прозвучало не просто как свидетельство вмешательства ФРГ во внутренние дела Турции, но и как угроза направленной против Анкары агрессии. Как минимум – в форме так называемой «гибридной войны».
Подбросил дров в костер конфликта и глава министерства иностранных дел Германии Зигмар Габриэль, обвинивший Эрдогана в «грубом вмешательстве в предвыборную кампанию» и призвавший граждан ФРГ «противостоять попытке подстрекательства».
Последнее разозлило президента Турции особенно сильно. Если канцлер Германии по политическому статусу находится «в одной весовой категории» с Эрдоганом, то глава МИД – это всего лишь один из министров. И это буквально взорвало главу Турции.
Ответ Эрдогана прозвучал, мягко говоря, недипломатично:
«Он ничего не понимает. Кто ты такой, что разговариваешь с президентом Турецкой Республики? Разговаривай с главой МИД Турции. Знай свое место, не надо читать нам нотации».
Как мы видим, конфликт разгорается стремительно. И Турция, при этом, идет на серьезные экономические риски.
ФРГ является крупнейшим внешнеторговым партнером Анкары, занимая первое место среди экспортных потоков, и второе – среди импортных. Причем из Турции в Германию везут преимущественно продукты питания и текстиль, которые при желании можно без особого труда заменить. ФРГ же поставляет своим турецким контрагентам технику и электронику. Кроме того, немцы в 2016 году составили 15% от общего объема туристов, отдохнувших на турецких курортах. И пусть их количество в последнее время существенно сократилось, совсем без жителей Германии турецким отельерам будет достаточно грустно.
Эксперт по туризму Торстен Кирстгес в своем комментарии DW заявил прямо:
«Если та отчасти антиевропейская и антинемецкая позиция, которая снова звучит в заявлениях членов турецкого правительства, будет проявляться и дальше, это, конечно, еще сильнее навредит имиджу Турции как туристического направления».
Учитывая то, что Эрдоган сознательно пошел на подобные риски, можно предположить, что европейские партнеры его действительно «достали».
На то, что конфликт не затихнет сам собою, указывает и тот факт, что к нему начали активно присоединяться европейские страны. С резким осуждением действий Эрдогана выступил уже даже глава австрийского МИД Себастьян Курц:
«Постоянное вмешательство Эрдогана во внутренние дела других государств, а это происходит не только в Германии, я совершенно точно отвергаю».
Министр иностранных дел Австрии считает, что официальная Анкара «пытается использовать граждан турецкого происхождения, в особенности в ФРГ и Австрии, поляризует и переносит конфликты из Турции в ЕС». И пообещал «не терпеть» вмешательств в досрочные выборы в Национальный совет Австрии.
Напугают ли высказывания австрийских и немецких политиков Эрдогана? Вряд ли. Думаю, он и так прекрасно осознает все риски. Сложившаяся ситуация, скорее, напротив, дает ему лишний раз почувствовать свое могущество.
Нравится ли это Берлину и Вене, или нет, а турки являются мощным фактором, воздействующим на внутриполитические процессы в Европе. А значит, международное влияние Эрдогана растет...
Заметив, что они проигрывают политическую дуэль с турецким лидером, европейские чиновники попытались ударить Анкару по тому, что они считают «больным местом». Министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль предложил туркам выбрать между Европейским союзом и Эрдоганом:
«Эрдоган стремится внести между нами раскол, он делает это умышленно, чтобы выставить себя в более привлекательном свете. В таких условиях шансы Турции на вступление в ЕС равны нулю».
Вот только, увы, действия высокопоставленного немецкого дипломата попахивают откровенным политическим мошенничеством. Ведь вопрос с «европейской перспективой» Турции забуксовал задолго до прихода к власти Эрдогана. Более того, за три десятилетия околоевропейского топтания турки уже прекрасно поняли, что членство в ЕС – это отнюдь не панацея от всех проблем. Турция сегодня обгоняет по ВВП на душу населения ряд европейских стран. Что же касается военно-политического и дипломатического веса Анкары, то она оставляет далеко позади себя 90% европейских столиц... Поэтому Берлин своим неумелым шантажом явно ничего не добьется, и лишь в очередной раз убедит сторонников Эрдогана, что их лидер казался на 100% прав, заняв жесткую позицию по отношению к Германии и Европейскому союзу в целом.
Главным тактическим выгодоприобретателем в международной сложившейся ситуации может стать Россия.
Во-первых, и ФРГ, и Турция – это члены НАТО, так сказать, «первого эшелона». Конфликт между ними радикально ослабляет Альянс. Эрдоган уже четко осознал, что в обозримом будущем никакого членства в Евросоюзе Турции даже «не светит». Так есть ли смысл бороться за НАТО?
Во-вторых, если Анкара и Берлин поднимут градус противостояния и начнут рвать экономические связи, часть из них Москва сможет перетянуть на себя.
Однако следует все-таки помнить, что наше сотрудничество с Турцией, к сожалению, может быть только тактическим. Слишком много геополитических противоречий существует между нашими странами, и в обозримом будущем разрешить их все равно не получится...
Олег Полевой
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий