Под грядущие выборы в России традиционно активизировались традиционные представители «оппозиционного гражданского общества», а точнее, НКО, признанные «иностранными агентами».
В принципе, до, во время и после любой масштабной избирательной кампании всяческие ассоциации-социологи и прочие структуры аналогичных политических воззрений заметно активируются и ведут свою бурную деятельность.
И ничего принципиально нового здесь нет. Но все же напомнить о том, за чей счет некоторые строят у нас «гражданское общество» будет нелишним. Тем более, что в свет вышло очередное журналистское расследование, касающееся на этот раз финансирования такой структуры, как «Мемориал».
Оказалось, что в 2015 году данная структура из иностранных источников получила почти 108 миллионов рублей, а в 2016 уже 165 миллионов, из которых иностранных оказалось 162. При этом, максимальное единоразовое финансирование «Мемориала» в прошлом году приходится на четвертый квартал, то есть, на поствыборный период. Тогда правозащитники разом потратили 56 миллионов с копейками одним махом. В предыдущие же периоды «Мемориал» тратил по 20-30 миллионов иностранных денег
Интересна и отчетность о расходах данной структуры, короче говоря, на что тратили. Оказалось, что не на аренду офиса или новое оборудование, не на приобретение дополнительной материальной базы, а на зарплаты и проведение «семинаров и круглых столов».
Перевода с бухгалтерского на русский, это значит, что деньги могли в реальности расходоваться и распределяться вообще на что угодно. Ну, то есть, вот «мы организовали круглы стол» за 10 миллионов рублей: пять миллионов на кофе, еще пять на пирожки.
Скорее всего, нечто подобное имело место быть. Поскольку ровно в тот же временной период, в 2016 году ряд оппозиционных политиков начинают плотно ассоциировать себя с «Мемориалом». Это, например, Константин Янкаускас и Сергей Давидис, соратники Навального по непримиримой борьбе», которые указывали «Мемориал» в качестве источника своих доходов. И, конечно, Светлана Ганнушкина, которая в свое время агитировала за объединение или, как минимум, полноценное партнерство, «Яблока» и ПАРНАС, и которая сама сотрудница «Мемориала». Широкой же общественности она известна тем, что в 2007 году получала предостережение из Прокуратуры РФ в связи с запросом одного из депутатов Госдумы, «в связи с осуществлением ею оперативного прикрытия этнических преступных группировок». Прокуратура тогда, то ли ничего не нашла, то ли особо не хотела искать, но предупреждение все же вынесла.
Итак, если посмотреть на всю эту схему в общем, то получается, что как минимум несколько российских оппозиционеров получают деньги от иностранных структур, а «Мемориал» в данном случае - это просто полулегальная «прачечная» для отмывания иностранных денег и превращения их из зарубежных в «российские парозащитные, добытые честным оппозиционным трудом».
Теперь же стоит подробнее посмотреть на то, что за структуры так щедро одаривают «Мемориал». Это, например, фонд Сороса «Открытое общество». Соросвские структуры на территории РФ запрещены уже довольно давно, но продолжают активно действовать через «зонтичные фонды», ну вот таким фондом и оказался в свою очередь «Мемориал». Еще правозащитники получают деньги от European Endowment for Democracy. Это такое правительственное европейское НКО в числе, проектов которого, центр антироссийской пропаганды в Прибалтике. Кстати, этот фонд появился в качестве спонсора в 2017 году, за первый же квартал текущего года «Мемориал» получил уже более 30 миллионов рублей из иностранных источников.
Вообще, среди благодетелей «Мемориала» значатся такие структуры, как Норвежский Хельсинский комитет, Европейская комиссия, Защитники гражданских прав, УВКБ ООН, НКО "Человек в беде", Европейский адвокатский центр прав человека, Международная федерация за права человека, Университет Мидлекса, Посольства Великобритании, Кореи и Франции в РФ. В общем, даже этот набор весьма показателен.
В целом же, важно помнить, что вся предвыборная бурная активность подобных структур направлена не на мониторинг демократических норм, соблюдения гражданских прав и прочие полезные и нужные для России вещи, а на подрыв политической системы страны. И то, что «Мемориал» и подобные ему структуры теперь называются «иностранными агентами» - это совсем не просто так, и не «блажь кровавого режима», а четкое обозначение того, чем в действительности живут и дышат данные общественные, политические и правозащитные организации.