Представители российской либеральной оппозиции в преддверии президентских выборов 2018 года ужесточают свою риторику.
Глава избирательного штаба политика Алексея Навального Леонид Волков предсказал обращение оппозиции к силовым методам борьбы.
Волков в своем Facebook заявил, что многие авторитарные лидеры повторяли одну и ту же ошибку: преследуя оппозицию, стремящуюся действовать в легальном политическом поле, они, в конечном счете, добивались ее радикализации и в итоге проигрывали. По его словам, если легальная оппозиция будет побеждена, то те люди, которые придут на ее место, «будут полностью убеждены в бесперспективности легалистских методов, и будут ориентироваться исключительно на бескомпромиссные, силовые методы, партизанские или террористические».
Что характерно, он считает, что такие методы «как в глазах самой новой оппозиции, так и ее сторонников, так и самих старых элит» будут выглядеть морально оправданными и подтвержденными предыдущим опытом. При этом Волков приводит в пример судьбу Каддафи, который по его словам, «ничему не учит Путина, Золотова и прочую Памфилову» (орфография сохранена - ред.).
По всей видимости, Панфилова тут была упомянута в связи с ее объяснениями о невозможности для Навального баллотироваться в президенты РФ из-за судимости за мошенничество. Волков, заявляя о "силовых методах", разумеется, тут же отмежевался от возможных обвинений, пояснив на "Эхо Москвы", что схронов с гранатометами у него нет и ими пользоваться он не умеет.
Конечно, сторонников Навального трудно заподозрить способности к радикальным действиям. В принципе, вся их "силовая" активность не выходит за рамки интернета. Но в активе его команды системная подготовка будущих люстраций. Так, в рамках отдельного проекта готовятся списки судей, адвокатов, прокуроров и других правоохранителей, так или иначе «провинившихся» перед несистемной оппозицией.
В этой связи сопредседатель движения «Антимайдан» Николай Стариков считает сползание оппозиции к силовым методам вполне логичным. "Вспомним мемуары Бориса Савинкова. Он откровенно пишет, что террористы-эсеры ходили с английскими паспортами. У них, кстати, было огромное количество денег, как на террористическую деятельность, так и на роскошную жизнь. Поэтому заявление Волкова говорит о том, что эта «эволюция» вполне может и сейчас закончиться террористическими актами со стороны несистемной оппозиции. Это первое.
Второе - это вопрос уже к самой российской власти. Я всегда был сторонником той точки зрения, что в России закон, в том числе и Уголовный кодекс, действует для всех, независимо от политических взглядов, политической принадлежности, цвета кожи, пола и возраста. Почему тогда у нас в стране существует один гражданин по имени Алексей Навальный, у которого есть два условных срока и который при этом демонстративно и нагло нарушает законодательство?", - задается вопросом эксперт.
Со своей стороны, адвокат Олег Сухов напомнил, что "публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ - ст. 280.1, могут быть орудием оппозиции, но сравнивать эти действия с терроризмом не стоит, хотя они и могут выступать средством достижения одних и тех же целей". А политолог Константин Калачев уверен, что в предвыборной риторике штаба Навального есть большая доля лукавства. Он отметил, что "выборы сами по себе не являются панацеей, универсальной защитой, от бунта, восстания или революции...Что касается Навального, то я сторонник того, чтобы «Партия прогресса» получила бы все права на парламентских выборах, как ПАРНАС, «Яблоко» и прочие. Правда, на последних выборах они набрали мало. Но готовы ли в «Партии прогресса» в случае неудачи признать поражение?".
Калачев также подчеркнул, что "Волков говорит про участие в выборах Навального, но с учетом того, что он не может участвовать в выборах по чисто юридическим причинам, оппозиции, вместо того, чтобы призывать к акциям гражданского неповиновения, можно было бы поискать другого кандидата. В конце концов, тот же Волков не осужден и имеет право участвовать в выборах.
И еще. Если для кого-то безальтернативен Путин, то для оппозиции получается безальтернативен Навальный. Но если все крутится вокруг личности одного вождя, то в чем тогда разница? Тем не менее, Волков делает все, чтобы Навальный замкнул на себе всех противников действующей власти. В результате, допуск или недопуск к выборам Навального становится инструментом для шантажа и угроз".