Политика санкций себя не оправдывает. Сегодня это понятно как тем странам, которые попадают под каток санкций, так и тем, кто управляет этим катком. Политика санкций продолжается только потому, что «ну что-то же делать надо, нельзя же просто сидеть и никак не реагировать», и потому, что «хозяева мирового дискурса» желают не потерять лица перед вассалами.
Мировой практике, пожалуй, совсем не известны примеры положительного влияния санкций на процесс урегулирования политических разногласий. А примеров отрицательного влияния — хоть отбавляй. Всё время под санкциями Северная Корея. И не сдаётся. Кажется, даже наоборот: с каждым годом становится всё страшнее и злее. Под санкциями Куба стала тем, что она есть: экзотическим островом с раритетными автомобилями и гениальными хирургами. Иран выучился жить под санкциями и торговать из-под санкций, как в советское время торговали дефицитом из-под прилавка. Не то чтобы санкции — это хорошо. Совсем нехорошо. Санкции нарушают нормальные экономические процессы. Но при этом в улучшении политических процессов никак не помогают. То есть это просто такое наказание без перспективы исправления. Бессмысленное, как акт кровной мести далёкому родственнику недоступного кровника — действие скорее ритуальное, чем прагматическое.
Санкции бывают двух видов: неэффективные и эффективные. Неэффективные санкции — это точечные решения ограничить кому-нибудь въезд или прекратить сотрудничество с какой-либо организацией: например, остановить обмен студентами между институтами. Это символические поступки, просто показывающие неодобрение стороны, накладывающей санкции, какими-то аспектами деятельности стороны, на которую санкции накладываются. Такие санкции не являются болезненными. Ограниченные в правах лица с лихвой компенсируют утраченное в других местах, потому что, как правило, это люди или организации богатые. Петербуржский фонд помощи бездомным «Ночлежка» вряд ли попадёт в санкционный список. Эти санкции и не опасны, и не эффективны.
Эффективные санкции действительно способны воздействовать на всю экономику страны. Если и не «порвать в клочья», то серьёзно затруднить её развитие и модернизацию. Это запрет на экспорт технологий, все виды эмбарго и так далее. Но такие меры бьют прежде всего по населению наказанной страны, причём по наименее защищённым, по самым бедным слоям населения. Богачи и обитатели властных кабинетов находят себе и что покушать и где заработать. А иногда обращают санкции и в свою пользу. Богатые опять богатеют, бедные беднеют. Эти санкции эффективны в плане производимых ими разрушений. Но в чём их польза? Бедные, страдающие люди — это как раз те, от которых менее всего зависит политика государства.
Выходит, что санкции — это межгосударственный экономический терроризм. Так фанатик-террорист берёт в заложники и убивает школьников и учителей, потому что у него требования к генералам и президентам, но до генералов он добраться не может, даже не пытается, зато школьники — вот они, рядом. «Давай-ка я хотя бы школьников убью, — решает террорист. — Надо же что-то делать. Нельзя же просто сидеть и ничего не делать!» Весьма извращённая логика.
Антироссийские санкции начались в 2014 году, когда сенатору Валентине Матвиенко и ещё нескольким чиновникам запретили выдавать американские визы. В 2015 и 2016 годах целями санкционных атак стали дочерние компании «Газпрома» и российские электронщики. Но апофеозом санкций стало включение в санкционный список в июне 2017-го клуба байкеров «Ночные волки» и его предполагаемых руководителей. Едва ли московские байкеры действительно «обучают военных специалистов». Скорее, это удар в область символического. И наказание за громкие акции и патриотические декларации «Ночных волков».
Россия готовит свой ответ на американские санкции. Прежние контрсанкции затрагивали интересы, в основном, европейских производителей. Поэтому Европа так просила Вашингтон одуматься и пойти на мировую с Россией. Только не на мировую войну, упаси боже! К европейцам не прислушались, хотя и делали вид, что озабочены их проблемами. Своя рубашка ближе к телу. Но, возможно, у России есть в арсенале меры, которые затронут уже непосредственно американскую экономику. В противостоянии всегда можно найти способы, как сделать друг другу хуже. Это не такая уж большая проблема. Вот помириться и жить дружно — это всегда сложнее.
Президент Трамп тоже не очень доволен санкционными актами, принятыми в законодательном органе. Он хотел бы иметь развязанные руки, свободу манёвра. А о чём он будет разговаривать с Путиным, чем будет грозить и что обещать, если всё уже решено конгрессменами? Получается, что президент оказывается в роли надувной куклы. Только и может, что размахивать «Томагавками». Но ведь Россия — не Северная Корея. Тут явно нужен другой подход. Поэтому кино с санкциями ещё не закончилось. Это всего лишь конец третьей серии второго сезона сериала «Санкции». Смотрите в следующей серии о том, как «региональная держава» наносит ответный удар.
Герман Садулаев
писатель