Вашингтон отказывается от поисков мирного урегулирования в Афганистане и пересматривает свою концепцию
Внешнеполитическое ведомство США намерено упразднить пост специального представителя по Афганистану и Пакистану. Эту сенсационную новость сообщает издание Washington Post со ссылкой на сотрудников государственного департамента США. В настоящий момент должность спецпредставителя занимает Лорел Миллер, которой предстоит ее покинуть в ближайшую пятницу, 30 июня.
В самом Госдепе, говоря о предстоящей отставке, отметили, что нельзя исключать вероятность того, что госсекретарь США Рекс Тиллерсон все еще может назначить кого-либо на должность спецпредставителя, но с меньшими полномочиями. Кроме того, в ведомстве констатировали, что даже ликвидация этого поста не будет означать утрату значения этого региона для США.
Отметим, что одной из важных задач спецпредставителя госдепа был поиск путей политического урегулирования афганского кризиса, длящегося скоро как полстолетия, а также организация невоенного сотрудничества с различными силами в Афганистане и Пакистане. РИА Новости приводит слова бывшего спецпредставителя США по Афганистану Дэна Фельдмана, который, рассуждая об освобождении Миллер, отметил, что у США нет ясной стратегии по Афганистану, а решение об устранении должности означает отсутствие какого-либо чиновника, кто будет претворять стратегию, как только Вашингтон определится с ней.
Однако есть все основания не согласиться с Фельдманом относительно отсутствия у США стратегии по Афганистану и Пакистану. Такая стратегия есть, хотя официально представлять ее Вашингтон не станет.
Напомним, что новая администрация Белого дома приняла решение о расширении миссии "Решительная поддержка" (под таким названием с 1 января 2015 года в Афганистане проводится новая долгосрочная операция НАТО) и об увеличении американского военного контингента в этой стране. Как сообщают американские СМИ, в самое ближайшее время в Афганистан убудет еще четыре тысячи военнослужащих. В настоящий момент там уже находится около 8,5 тысяч американских солдат. Это не считая операторов многочисленных ЧВК, действующих на территории Афганистана.
Известно так же, что Трамп уполномочил шефа Пентагона самостоятельно определить необходимую по его мнению численность войск США в Афганистане. Более того, он фактически отдал на откуп военным всю «афганскую политику». В этом, собственно говоря, и лежит основа афганской стратегии, которая, чтобы не говорил Фельдман, у Америки все же есть.
И она заключается в сворачивании процесса политического урегулирования (поэтому то и устраняется должность спецпредставителя Госдепа) и ставке исключительно на силу и насилие. Однако, очевидно, что 12,5 тысяч солдат (значительная часть из которых технические специалисты) новой миссии НАТО для успешной борьбы с запрещенными в России ИГ и Талибаном явно недостаточно.
Впрочем, увеличение американского контингента, как мы видим из опыта всех последних конфликтов, вовсе не равнозначно усилению борьбы с терроризмом, скорее наоборот.
Буквально на днях бывший президент Афганистана Хамид Карзай в очередной раз выступил с жесткими обвинениями в адрес США. Он заявил, что за 16 лет американского военного присутствия в Афганистане оккупанты никоим образом не сумели снизить рост экстремизма и терроризма, и каким-то образом они допустили появление в стране ИГ. Карзай добавил, что ИГ распространяется на новые и новые территории, и американский контингент в Афганистане не предпринимает никаких мер по противодействию этой угрозе.
Примечательно, что практически синхронно с Карзаем глава Национальной разведки США Дэниел Коутс отметил, что обстановка в ИРА ухудшается, талибы продолжают захватывать все новые территории, ни слова при этом не сказав про ИГ.
Все вышесказанное говорит о том, что американцы процесс политического урегулирования постараются свернуть, поскольку он принимает все более нежелательные для них формы. Так, например, Исламская партия Афганистана Гульбеддина Хекматьяра, подключившись к мирному процессу, подписав соглашение с Правительством национального единства, немедленно поставила вопрос об удалении из страны оккупантов и интенсификации мирных переговоров с Талибаном. И очевидно, что подлинное национальное примирение афганцев, делающее пребывание на территории ИРА иностранных контингентов излишним, не устраивает Вашингтон. Именно поэтому взят курс на сворачивание политических процессов и эскалацию насилия. Американских войск, даже с учетом пополнения, не хватит для контроля даже четверти страны, однако их вполне достаточно для того чтобы устранить саму возможность переговоров властей Афганистана с талибами, а также для логистического обеспечения ИГ.
Очевидно, что сегодня американская стратегия в ИРА, существование которой отрицает мистер Фельдман, заключается в эскалации насилия и экспорте «исламской революции» на Север – в республики Средней Азии, и на Восток – в Пакистан.
Отметим, что Вашингтон крайне недоволен вступлением Пакистана в ШОС, его растущим военным сотрудничеством с Россией и Китаем, в особенности - совместными военно-морскими маневрами пакистанского и китайского флота. Кроме того негодование американцев вызывает поддержка Исламабадом Дохи во время нынешнего кризиса, в том числе и его намерение направить 20 000 военнослужащих в Катар. То есть намерение американцев «наказать» Пакистан с помощью ИГ очевидно. Собственно, обстрелы «халифатчиками» приграничных с ИРА пакистанских территорий уже имели место.
Как мы видим, при Трампе американская внешняя политика, отбрасывая все «ненужные» дипломатические игры, делает ставку на насилие и терроризм.
Борис Джерелиевский
Фото worldandwe.com
Источник