Перед современной Россией стоит ряд внутри- и внешнеполитических проблем. Первая проблема заключается в том, что Россия до сих пор является стратегическим врагом Америки. По этой причине Соединенные Штаты и их европейские союзники стремились распространить большее влияние в Восточной Европе и странах бывшего Советского Союза, официальное объявление о роспуске которого было сделано 26 декабря 1991 года. Днем ранее восьмой по счету глава государства в истории СССР Михаил Горбачев ушел в отставку и сложил с себя полномочия президента страны, передав их новому президенту России Борису Ельцину.
В течение трех месяцев, с сентября по декабрь 1991 года, республики Советского Союза (в том числе Российская республика) приняли решение отделиться от Советского Союза и, таким образом, Советский Союз, существовавший с 1922 года, распался на 15 независимых государств. Советское государство перестало существовать. Остались в прошлом все те цели, которые преследовала большевистская революция, была прекращена деятельность коммунистической партии. Революция, которая длилась с 1918 по 1921 год, против российского императора и феодального класса, провозгласила власть коммунистической партии, основывающуюся на работах Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина.
С распадом советского государства и утратой коммунистической партии власти и влияния, а также с того момента, как Россия начала ориентироваться на западные капиталистические государства в области политики, экономики, безопасности и культуры, вернула свое влияние и церковь. На международной арене распад Советского Союза означал конец холодной войны между блоком НАТО и странами Организации Варшавского договора. Как следствие, СССР больше не являлся частью региональных и международной систем, союзником государств Ближнего Востока и Европы или участником антиимпериалистических освободительных движений. Многие режимы утратили поддержку, ослабли, пережили реформы и стали ориентироваться на США и страны Европы.
В то же время распаду советского государства предшествовал ряд внутренних проблем, таких как коррупция, крах экономики, а также реформы Горбачева по обновлению коммунистической партии в рамках «перестройки» и его шаги по изменению принципов, лежащих в основе экономики России. Российское государство столкнулось с внутренними кризисами, главный из которых, безусловно, имел экономический характер. В то же время у него сохранились запасы стратегического оружия, что представляло большую угрозу для оборонительных систем стран Запада. Произошло интеллектуальное и идеологическое размежевание от коммунистической партии и теории Маркса и Энгельса, были дискредитированы лидеры партии, которая руководила Советским Союзом.
Россия должна была отвергнуть все это, чтобы достичь «психологической зрелости», которая характеризует политику России во главе с Путиным, бывшим офицером безопасности, который, однако, по-прежнему рассматривает Советский Союз в качестве необходимого противовеса Западу на международной арене. В распределении власти в России между Медведевым и Путиным виден способ реализации Россией своей внутренней и внешней политики. Президентство Медведева стало периодом ориентации на страны Запада, сближения и интеграции с ними. Особое внимание уделялось созданию экономических институтов и укреплению взаимной торговли с Западом, политическому сближению с Соединенными Штатами и европейскими странами. Стороны заняли схожие позиции по ряду международных кризисов, о чем свидетельствовала политика России в связи с событиями «арабской весны», ее нейтральная позиция в Совете безопасности ООН, когда принимались решения о военном вмешательстве в Ливии и Сирии. Можно сказать, что Россия согласилась с разрушением инфраструктуры этих стран в обмен на сделки по газу и другим экономическим вопросам. В эпоху Медведева не придавали особое значение тому факту, что западные страны представляют стратегическую угрозу для национальной безопасности России, и что Россия может стать их следующей мишенью, после того как будут достигнуты цели так называемой «арабской весны». Сначала страны Запада хотели продвинуться в Азии и Восточной Европе, а также в соседних с Россией странах, однако, по достижении этих целей они могли бы нацелиться и на Россию.
Распределение ролей между Медведевым и Путиным было хорошей идеей. Когда Путин вновь пришел к власти, стало очевидно, что «русский медведь» вернулся. Дружба с Европой и США оказалась невозможной в виду их стремления выстроить однополярный мир, в котором лишь США имели бы право определять судьбу земного шара, судьбу государств и мировой экономики. Москва почувствовала, что подобная стратегия, в частности, расширение НАТО (вхождение в блок соседних с Россией государств, развертывание в них стратегических вооружений) угрожает существованию российского государства.
Таким образом, серьезные политические, экономические, социальные сдвиги в российском государстве не помогли России выйти из числа стратегических противников Запада. Осознав это, Путин решил достичь ряда преимуществ. Так, были достигнуты успехи в Крыму и на Украине. Был совершен ряд тактических шагов на сирийском направлении, а именно по борьбе с террористическими группировками (ИГИЛ, запрещена в РФ — прим. ред.), которые пытаются нанести удар по суверенитету и единству сирийского государства, что способствовало бы распространению терроризма дальше в Азии, вплоть до Чечни и стран, прилегающих к России. Россия осознала, что это будет означать крах национальных государств на Ближнем Востоке, в частности, в Ираке, Ливии, Йемене, Сирии и Египте. Эти страны являются историческими союзниками стран Советского Союза.
Россия должна была сразу предпринять шаги для того, чтобы остановить «арабскую весну». Тем не менее, Путину удалось предотвратить реализацию проекта «Большой Ближний Восток», поскольку он выступил на стороне сирийского режима и оказал ему необходимую военную поддержку. Так, сейчас у России есть военная база в Тартусе, в Сирии ею развернуты передовые противоракетные системы, кроме того, российские вооруженные силы приняли непосредственное участие в боях за Алеппо и Идлиб. Помимо всего этого нужно отметить российское присутствие в Средиземном море и в Персидском заливе, стратегические соглашения с Египтом и присутствие в Красном море, а также политическое и дипломатическое участие в урегулировании международных кризисов. Все это лежит в основе стратегии по обеспечению национальной безопасности России. Как Путин выразился ранее, «падение Дамаска будет значить падение Москвы».
Корни проблем национальной безопасности России восходят ко временам Советского Союза. Это было очень сильное государство, и Путин склонен верить, что в его крахе были виновны США и европейские страны. На встрече Путина с высокопоставленными лицами из Министерства обороны России в курортном городе Сочи, он призвал усовершенствовать российское оружие, сказав: «В процессе разработки новых систем вооружения мы принимаем во внимание все международные обязательства, которые взяли на себя ранее». Президент Путин отметил: «Наша цель состоит в том, чтобы эффективно устранить любые военные угрозы, с которыми Россия может столкнуться в области безопасности, в том числе риски, связанные с развертыванием стратегической системы ПРО, реализацией концепции глобального молниеносного удара, а также началом информационной войны».
«Мы будем продолжать делать все необходимое для того, чтобы обеспечить стратегический баланс сил», — отметил президент, имея в виду «крайне опасные» попытки изменить существующую международную систему. Кроме того, Путин подчеркнул, что благодаря стратегическому балансу, установившемуся в конце 40-х — начале 50-х годов прошлого века, были предотвращены крупные международные конфликты.
По словам президента, его страна уделяет особое внимание разработке видов оружия, работа которых основывается на новых физических принципах, ранее не использовавшихся в военной промышленности. Среди них можно выделить лазерное, радиочастотное и пучковое (оружие на основе пучков заряженных частиц — прим. ред.) оружие, а также многие другие виды новейшего оружия. Российский лидер отметил, что это оружие позволяет совершать точные удары по главным военным целям, в том числе по системам вооружения, боевой технике и объектам инфраструктуры противника. Путин добавил: «При разработке новых видов оружия, мы учитываем принятые на себя международные обязательства в этой сфере, однако, к большому сожалению, некоторые государства стремятся нарушить ранее достигнутые соглашения, к примеру, соглашение по ПРО. Москва будет делать все возможное для того, чтобы сохранить международный баланс сил».
В данном контексте следует обратить внимание на разработанную Россией стратегию национальной безопасности, которая опирается на несколько важных элементов. Это инновации и модернизация армии, решение глобальных проблем и кризисов, укрепление роли международного права в отношениях между государствами, использование в первую очередь политико-дипломатических методов урегулирования конфликтов, а также использование законных методов урегулирования. Кроме того, нужно учесть, что расширение НАТО к российским границам создает угрозу для национальной безопасности России, как следствие первейшей задачей руководства является предотвращение расширения НАТО. Наконец, давайте вспомним, как министр обороны Израиля Авигдор Либерман прокомментировал военную активность России в Сирии: «Израильская армия, ее передвижения, а также оружие стали подвергаться воздействию со стороны российских вооруженных сил, и это меня очень беспокоит».