Количество подписчиков в аккаунтах известных политиков является показателем не только индикатором популярности, но и их мобилизационных возможностей.
Политическая активность в сети требует более низкого ресурсного входного порога, потому протестные настроения в ней приоритетны. Эксперты исследовательской компании IQ Buzz, которая занимается мониторингом социальных медиа и онлайн-СМИ, изучила аккаунты Алексея Навального и его ближайшего соратника Леонида Волкова.
В целом, вывод экспертов был неутешительным. Обнаружилось наличие большого количества ботов и искусственно накрученных подписчиков. Отметим, что для анализа были выгружены списки всех подписчиков, а затем из них были сформированы случайные выборки, пользователи в которых были подвергнуты анализу на предмет поддельности.
Исследователи определили категории анализа аккаунтов. Сюда вошли реальные пользователи, гипотетически поддельные аккаунты, действительно поддельные, пустые, закрытые и удалённые аккаунты. Отдельно выделялись заблокированные, забаненные и замороженные аккаунты. Также имели место корпоративные аккаунты, принадлежащие не частному лицу, а мелкому и среднему бизнесу, причём зачастую с рекламными целями.
Результаты анализа показывают, что во "ВКонтакте" у Алексея Навального 13% (±5%) удалённых и заблокированных пользователей, а 11% - поддельные и гипотетически поддельные аккаунты. В "Твиттере" у российского оппозиционера пустых аккаунтов более 60%, а поддельных и заблокированных в совокупности 15%.
"Инстаграмм" Навального показал результаты получше, но все равно доля поддельных или пустых аккаунтов оставляет почти половину (46%), так что нельзя с полной уверенностью утверждать, что всё это реальные пользователи. В "Одноклассниках" число реальных пользователей выше, чем на остальных площадках, но заблокированных тоже очень много. По словам исследователей, "Одноклассники" не являются приоритетной площадкой, из-за чего накрутка подписчиков там не практикуется.
У Волкова отличается от Навального немногим. В "Твиттере" пустях аккаунтов 28%, реальных - 13%. Аналитики IQ Buzz указывают на то, что можно с высокой долей вероятности говорить о том, что в данном случае производилась накрутка подписчиков. Самые высокие показатели реальных пользователей наблюдаются в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассниках", где доля реальных пользователей не опускается ниже 60%.
То есть накрутка как таковая используется как инструмент монетизации аккаунта в обоих случаях, сделали вывод эксперты. Большое количество подписчиков может использоваться как аргумент перед спонсорами о выделении средств на те или иные политические кампании оппозиции.Хотя аудитория как один из элементов политической кампании Навального и используется для поддержания образа, в действительности она не такая уж и значительная. Но образ требует значимости.
Собственно, именно для этого Навальный в свое время "побирался" в ЖЖ у "тысячников", уговаривая их "зафренди меня для поднятия авторитета". Просто настали другие времена - и ботами "поднимать авторитет" легче.
Ну и напоследок, после рассказов штаба и самого Навального о многих миллионах просмотров их "творений" - хочется предложить поглядеть на счетчики клипов того же Шнура, ИванГая или условной "шуршащей панды" - где цифры приближаются к 100 000 000 просмотров.