Политика «крутого парня» подвела Трампа в России и Китае





















Россия и Китай быстро пообломали рога зарвавшемуся Трампу



Теперь, когда Россия и Китай оказались во главе повестки дня внешней политики Дональда Трампа, как же у президента обстоят дела в отношениях с двумя важнейшими для Вашингтона странами вне НАТО? 

Федеральное агентство новостей представляет перевод статьи Патрика Смита (Patrick Smith) «Внешняя политика «крутого парня» Трампа не работает с Россией и Китаем» (Trump’s ‘Tough Guy’ Foreign Policy Falls Flat with Russia and China), опубликованной 14 апреля в The Fiscal Times.
Кризисы в Сирии и Северной Корее неожиданно осложнили связи США с Россией и Китаем, и команда Трампа, кажется, не имеет дипломатически подкованного человека, необходимого для таких задач.
Трамп еще в самом начале президентства, но пока, похоже, он совершенно не понимает Москву и Пекин. Администрация Трампа рискует потерпеть неудачу или спровоцировать опасную военную эскалацию в Сирии и на Корейском полуострове наряду с дальнейшим ухудшением отношений, которые администрация Барака Обамы и так уже достаточно испортила.
Госсекретарь Рекс Тиллерсон столкнулся с каменной стеной, когда во вторник отправился в Москву на переговоры с президентом России Владимиром Путиным и министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. Когда Трамп встречался с Си Цзиньпином неделю назад, он открыл дверь по вопросу Северной Кореи, но не переступил порог. Это общая проблема. После многомесячного давления из-за своих неортодоксальных внешнеполитических идей Трамп постепенно сдал свою политику Пентагону. Министр обороны Джеймс Мэттис и советник по национальной безопасности Герберт Макмастер — генерал в отставке — сейчас по факту управляют американской политикой.
После недавнего увольнения Стивена Бэннона из Национального совета по безопасности — по настоянию Макмастера — не осталось никого из близкого окружения президента, кто бы мог сбалансировать совет Пентагона, сообщают источники в Вашингтоне. Это большая ошибка. Генералы обучены осуществлять политику, дипломаты — формировать ее.
Значительно более жесткая тональность в Вашингтоне уже очевидна. За одну неделю администрация Трампа поставила Москве и Пекину ультиматумы в отношении Сирии и Северной Кореи, наряду с угрозами «работать в одиночку», если РФ и Китай не будут подчиняться стратегии США.
Проблема вот в чем: Россия и Китай — страны с запасами ядерного оружия, у обеих из которых есть геополитические устремления — имеют критически важное значение для разрешения сирийского и северокорейского кризисов. И эти страны пока подают никаких признаков позитивной реакции на новые откровенные заявления Белого дома.
Россия. Трамп и Тиллерсон обеспечили американо-российским отношениям полный поворот в сторону открытой враждебности после инцидента с якобы применением химического оружия в Сирии на прошлой неделе и ответного удара Пентагона по сирийскому аэродрому. Трамп, Тиллерсон, Путин и Лавров — все говорят сейчас одно и то же: двусторонние отношения вряд ли могли быть хуже.
Большой ошибкой Тиллерсона в ходе визита в Москву на этой неделе стала постановка ультиматума «с-нами-или-с-Асадом». Усугубляя ситуацию, чиновники администрации Трампа одновременно заявили, что Россия якобы заранее знала о газовой атаке, возможно, была соучастником и скрывает это.
В этом прослеживается отсутствие опыта. Ультиматум Тиллерсона выдает серьезную неспособность понять интересы России в Сирии — первое, что вычислил бы опытный дипломат. Даже Мэттису пришлось отступить от своих необоснованных обвинений, подрывавших и без того трудные задачи Тиллерсона в Москве.
Все шансы на «разрядку», которые были у Трампа, теперь упущены. Даже Тиллерсон признал, что «две ведущие мировые ядерные державы не могут иметь такие отношения», но что дальше? В четверг Трамп заявил, что есть еще способы спасти отношения, но пока не называл ни одного.
Китай. Внимание Трампа переключилось на ядерный кризис в Северной Корее, как только Си Цзиньпин в минувшие выходные отправился из резиденции Трампа «Мар-а-Лаго» обратно в Пекин. А уже во вторник Трамп имплицитно поставил Китаю ультиматум, подобный тому, который Тиллерсон поставил Москве.
«Северная Корея ищет неприятности, — написал президент США в Twitter. — Если Китай решит помочь, это будет здорово. Если нет, мы будем решать эту проблему без них! США».
К моменту публикации заявления Пентагон уже дал указ отправить авианосные ударные группы ВМС США во главе с атомным авианосцем USS Carl Vinson в воды у Корейского полуострова.
Трамп хочет того, чего некоторые из его предшественников не смогли достичь: политика США зиждется на том, что Китай приведет Пхеньян в чувство на фоне угрозы военного вмешательства США. Проблема Трампа заключается в том, что он не зайдет дальше, чем Обама, Клинтон, или любой из Бушей.
В телефонном разговоре с лидером Китая в среду Трамп, казалось, добился прогресса. Он предложил отказаться от планов объявить Пекин валютным манипулятором и вместо этого договориться о новой торговой сделке, если Китай будет закручивать гайки по отношению к КНДР. Пекин тогда публично предостерег Пхеньян от реализации программы ракетного тестирования «ради собственной безопасности».
Но в этом даже меньше значимости, чем кажется на первый взгляд. Это становится очевидным из предупреждения, опубликованного государственным китайским изданием People's Daily. Вашингтон, объясняет газета, «преисполнен самоуверенностью и высокомерием после ракетных ударов по Сирии».
Это отнюдь не заявление государства, которое переходит на сторону Дональда Трампа. В четверг министр иностранных дел КНР Ван И совершенно ясно изложил позицию Пекина. «Военная сила не может решить корейский вопрос, — сказал он журналистам. — На фоне проблем есть возможности. На фоне напряженности мы также найдем некую возможность вернуться к переговорам».
По мнению Китая, переговоры между Вашингтоном и Пхеньяном уже давно являются единственным путем к урегулированию ядерной деятельности Северной Кореи. Никакое количество кнутов или предложенных пряников, скорее всего, не поможет сдвинуть Китай с этой позиции.
Напряженность в регионе заставляет китайцев нервничать. Но давнее военное присутствие Пентагона в этом регионе и любое заявление, что Вашингтон якобы контролирует безопасность в западной части Тихого океана, делает Китай еще более нервным. Пока команда Трампа не поймет это, она не продвинется с китайцами дальше, чем Рекс Тиллерсон с русскими на этой неделе.