Оригинал публикации:The Impending Clash Between the U.S. and Russia
Ракетный удар, нанесённый по сирийской авиабазе в Западной Сирии согласно приказу президента Трампа, стал неуклюжей демонстрацией имперской военной мощи, давшей результат, совершенно обратный задуманному. Хотя это нападение несомненно повысило боевой дух джихадистов, творящих бесчинства по всей стране последние шесть лет, военного или стратегического смысла в нём нет никакого. Ущерб, нанесённый аэродрому, очень мал, и нет никаких оснований полагать, что это как-то повлияет на продвижение Сирийской армии.
Однако во время атаки было убито четверо сирийских военнослужащих, а это означает, что американские войска в Сирии не могут больше считаться частью международной коалиции, воюющей с терроризмом. Сейчас Соединённые Штаты — враждебная сила, угрожающая существованию суверенного правительства.
Именно этого и добивался Трамп?
По состоянию на пятницу 7 апреля Россия полностью заморозила военное сотрудничество с Соединёнными Штатами. Согласно New York Times:
«В дополнение к приостановке договорённости о координации воздушных операций в Сирии, соглашения, предназначенного для предотвращения случайных инцидентов между вооружёнными силами двух стран, Россия также заявила, что она усилит системы сирийских ПВО и, как сообщается, планирует послать фрегат в Средиземное море с визитом на базу материально-технического снабжения в сирийском порту Тартус…Дмитрий С.Песков, пресс-секретарь президента России Владимира В.Путина, заявил, что пятничный обстрел крылатыми ракетами представляют собой «серьёзный удар» по американо-российском связям, и что мистер Путин считает эту атаку нарушением международного права, совершённого под фальшивым предлогом. «Сирийская армия не имеет в своём распоряжении химического оружия», — сказал мистер Песков» (New York Times).
Этот ракетный удар положил конец всем разговорам о «нормализации» отношений с Россией. Каковы бы ни были причины, Трамп решил, что идентифицировать себя и Соединённые Штаты в качестве врага Москвы и Дамаска — это тот способ, каким он хочет вести дела. Это, конечно, прерогатива президента, но было бы глупостью не думать о том, каковы будут последствия.
Генерал-майор Игорь Конашенков из российского министерства обороны опубликовал заявление, в котором говорится:
«Все обвинения в адрес Дамаска в нарушении им Конвенции о химическом оружии 2013 года, приведённые США в качестве причины ракетного удара, беспочвенны. Российское Министерство обороны неоднократно объясняло, что сирийские военные не применяли химическое оружие…Необходимо подчеркнуть, что в период 2013-2016 годов сирийское правительство предприняло все меры для уничтожения химического оружия, систем его доставки, и предприятий по его производству. Все запасы химического оружия были уничтожены. Компоненты для его производства перевезены из Сирийской Арабской республики на предприятия Соединённых Штатов, Финляндии, Великобритании и Германии, где они были уничтожены».
Это вопрос, вызывающий горячие споры, и из тех, что требуют большего разъяснения. Рациональным подходом со стороны ООН было бы послать команду специалистов по химическому оружию и судмедэкспертов на место бомбардировки, чтобы попытаться выяснить, что же в действительности произошло. Трамп решил, что ему ни к чему тратить время на такие мелочи, как официальное расследование. Он больше озабочен созданием образа сильного и решительного лидера, вот почему он решил сначала стрелять, а потом задавать вопросы. Его поступку аплодировали лидеры разных стран мира, включая Ангелу Меркель, Франсуа Олланда, Реджепа Эрдогана в Турции, Саудовской Аравии и Израиля, и не аплодировал никто из тех, кто считает, что прежде чем бомбить суверенную страну, Соединённым Штатам следует получить одобрение Совбеза ООН.
Я не знаю, кто ответственен за химическую атаку в Хан-Шейхуне, но вот интересное интервью, вышедшее в четверг на ток-шоу Скотта Хортона, дающее основания полагать, что всё может быть не так, как кажется. В 14-минутном интервью бывший офицер ЦРУ и исполнительный директор Совета национальных интересов Филип Джиральди объясняет, что происходило за кулисами на Ближнем Востоке, где «военный и сотрудник спецслужб», «близко знакомый с разведкой», говорит, что версия о том, что это сделали Асад или Россия, просто «притворство».
Я сделал тут расшифровку 5- минутного фрагмента — не потому что он даёт те или иные убедительные доказательства — но потому что любопытные читатели найдут его интригующим (любые ошибки в расшифровке записи мои).
Филип Джиральди: Я слышу от источников, находящихся на месте событий, на Ближнем Востоке, от тех, кто близко знаком с имеющимися разведданными, что основная версия, которую мы все слышим, о том, что правительство Сирии или русские применяют химическое оружие против невинных мирных жителей, — это обман. Разведка в значительной мере подтверждает то, что русские представили вчера, а именно что они нанесли удар по складу, где боевики Аль-Каиды хранили собственные запасы химического оружия, и что это по существу вызвало взрыв, который привёл к жертвам. По-видимому, информация об этом совершенно ясна, и люди, как из Агентства, так и из вооружённых сил, которым известна эта информация, ошарашены этим, потому что Трамп, в сущности, полностью извратил то, что ему уже должно быть известно — а может быть, и нет — и они боятся, что это шаг к ситуации, которая легко может перерасти в вооружённый конфликт.Скотт Хортон: Расскажите мне всё, что можете о ваших источниках и о том, как вы об этом узнаёте.
Филип Джиральди: Ладно. В сущности, это источники, которые находятся прямо там, на самом Ближнем Востоке. Это люди, которые находятся там вместе с военными и разведслужбами, которые знают и видели разведданные. И, как я говорю, они выходят на контакт с теми, кто находится здесь, в США, потому что они, в сущности, поражены тем, как всё это обыгрывается администрацией и СМИ, и в некоторых случаях люди подумывают о том, чтобы выйти на публику, чтобы это остановить. Их всё это тревожит, они обескуражены происходящим.
Скотт Хотон: Так действующие сотрудники ЦРУ подумывают о том, чтобы прямо сейчас выступить публично?
Филип Джиральди: Так и есть, потому что их тревожит то, в каком направлении развиваются события. Это военные и оперативники, находящиеся на Ближнем Востоке, на действительной службе, и они видят, на руках у правительства США имеются вся разведывательная информация о том, что происходит в Сирии, а эти данные показывают, что это не была атака сирийского правительства с применением химического оружия… Это была атака, но с применением обычного вооружения — бомбы — и бомба вызвала возгорание химических веществ, которые уже находились там, и были доставлены туда террористической группировкой, аффилированной с Аль-Каидой.
Скотт Хотон: Вы говорите, что события развиваются по-настоящему стремительно. Насколько стремительно?
Филип Джиральди: Они на самом деле развиваются стремительно. Явная встревоженность среди людей, которые являются сотрудниками, находящимися при исполнении, тем, что Белый дом готовится сделать что-то, предприняв шаги против Сирийского правительства; в чём они могут заключаться, никто не знает. Но Трамп вчера послал совершенно чёткий сигнал, и то же сделала наш представитель в ООН об отвратительности этого акта. Трамп говорил о пересечении многочисленных «красных линий», и люди, о которых я говорю, в сущности, боятся, что будет происходить эскалация. И не забудьте, что у Асада не было никаких мотивов это делать. Во всяком случае, у него был отрицательный мотив. Трамп говорил, что больше нет причин для устранения его от власти, что ж, это для него большая победа. Повернуться на 180 градусов и применить химическое оружие через 48 часов — это не вписывается ни в какой разумный сценарий, хотя я уже видел, как тут всплывали некоторые, но они совершенно нелепы». («Скотт Хортон Шоу»).
Думаю, вы посчитаете, что послушать этот разговор полностью стоит потраченного времени.
Наблюдения Джиральди убедительны, но не окончательны. Необходимо расследование, это точно. (Передача была записана до ракетной атаки, что действительно показывает, что Джиральди был прав в том, что ситуация развивается быстро).
Аналитики в СМИ, по-видимому, удивлены, что Россия не ответила военными средствами на атаку в пятницу. Некоторые даже усмотрели в этом признак слабости. Но подход Москвы к импульсивности Вашингтона был достаточно последовательным на протяжении последнего десятилетия или около того. Без всяких фанфар, насколько возможно, Москва делает своё дело и обдуманно работает, чтобы защитить собственные интересы. В отличие от Трампа, Путин не тот человек, который любит привлекать к себе большое внимание. Он предпочитает работать без лишней шумихи. Тем не менее, у России есть связная политика в Сирии (борьба с терроризмом и сохранение суверенного правительства) и она не собирается отклоняться от этой политики. Большинство американцев, видимо, этого не понимают. Россия не собирается уступать, вот почему Кремль свернул кооперацию с Вашингтоном, направил свои средства ПВО в Сирию и послал фрегат в Средиземное море. Москва не хочет разрастания конфликта, но она будет готова к нему, если конфликт вспыхнет.
Русские обеспокоены внезапной эскалацией, организованной Трампом, но не удивлены. Им понятен шаблон, по которому США развязывают войны, и они могут совершенно спокойно комментировать его, несмотря на ужасные последствия. Вот ещё комментарии от Российского Министерства обороны:
«Администрация США изменилась, но методы развязывания войн со времён бомбардировок Югославии, Ирака и Ливии остались теми же. Голословные утверждения, фальсификации, спектакли с фотографиями и пробирками с якобы результатами в международных организациях, а не объективное расследование становится причиной для инициирования агрессии»
Лги, бомби, убивай, повторяй. Конашенков, кажется, совсем не удивлён, не так ли? Это шаблон, убийственный, ужасающий шаблон. Единственное, что меняется, это имена жертв.
И вот ещё одна вещь, которую читатели наверняка сочтут интересной: русские обладают глубоким пониманием глобальной стратегии Вашингтона, на самом деле, их анализ намного превосходит всё, что вы прочитаете в западных изданиях или в официальных СМИ. Вот короткий отрывок из недавней речи российского министра иностранных дел Сергея Лаврова:
«Управляемый хаос появился давно как концепция, как средство усиления влияния США исходя из того, что создавать этот хаос нужно подальше от берегов США. Ближний Восток всегда находился под прицелом политологов и конструкторов внешней политики в Вашингтоне. Практика показала, что эта концепция опасна и деструктивна, особенно для стран, где был начат этот эксперимент, а именно в Ираке, Ливии, Сирии, Йемене и Афганистане… В Ираке, Сирии и Ливии этот хаос создавался намеренно.Ответственные политики убедились, что «управляемый хаос» — это теория, которая разрушает регионы. Наверное, кто-то сиюминутно выигрывает от колебаний сырьевых рынков, происходящих благодаря таким навязанным извне революциям, но сами создатели этой теории, ее исполнители получают в ответ потоки нелегальных мигрантов, с которыми «просачиваются» террористы. Мы видим, что сейчас происходит в Европе. Теракты докатывались и до США. Не удаётся полностью защитить себя и отсидеться за Атлантическим океаном. Налицо эффект бумеранга». (С.Лавров)
«Управляемый хаос». Блестяще. Вот суть внешней политики Вашингтона. Вот почему не было никаких попыток создать сильные, стабильные, светские правительства, которые могут предоставить безопасность своим народам во многих странах, которые США разрушили за последние 16 лет, потому что эта длинная череда несостоявшихся государств, протянувшихся сейчас от Северной Африки через Ближний Восток и до Центральной Азии («дуга нестабильности») создаёт постоянное оправдание для военного вмешательства США, а также для стратегического доступа к жизненно важным ресурсам. Так зачем тратить время и деньги на национальное строительство, когда национальное строительство идёт вразрез со стратегическими целями Вашингтона? Вместо этого уничтожайте национальное государство, куда бы вы ни пришли, и бросайте народ, обрекая его на жалкое, изматывающее выживание, с нескончаемым насилием и преследованиями со стороны племенных вождей или местных полевых командиров.
Справедлива ли такая оценка внешней политики США?
Конечно. И российские руководители понимает далеко идущие последствия такой политики. Они знают, что амбиции Вашингтона могут привести к войне двух вооружённых ядерным оружием противников. Они полностью это понимают.
И даже при этом они не намерены подвинуться. Они не собираются дать Сирии превратиться в очередной Ирак. Они не позволят, чтобы это случилось.
Итак, всё движется к развязке. Неостановимая сила стремительно приближается к непреклонному объекту. Предстоит столкновение.