Что означает бунт режиссеров на "Нике" после "революции детей"


Нынешняя церемония вручения кинопремии «Ника» была сопряжена с политическим скандалом. Режиссер Андрей Сокуров выступил на мероприятии с речью в защиту, задержанных 26 марта, на несанкционированной акции в центре Москвы. В частности, режиссер заявил, что нужно принять закон, по которому нельзя арестовывать женщин и задерживать детей. Зал, что характерно, встретил слова Сокурова овациями.

При этом, деятель искусства отметил, что «государство совершает большую ошибку, ведя себя столь фамильярно с молодыми людьми, с школьниками и со студентами. Нельзя начинать гражданскую войну среди школьников и студентов. Надо услышать их. Никто из наших политиков не желает их услышать, никто с ними не разговаривает. Они боятся это делать. Почему? Это невозможно, больше терпеть это невозможно».
Ни в коей мере не касаясь таланта и творчества Сокурова, следует всё же остановиться на политических аспектах конкретно этого, и некоторых других его высказываний.
Вообще, понятно, что в среде нашей творческой интеллигенции принято этакое фрондёрство. Оно стало и механизмом самопрезентации, и рекламы своего творчества, и вообще жизни всей этой социальной страты. Но периодически, у наших мастеров культуры память работает, как-то очень избирательно.
Вот про диалог государства и молодежи, например. Он ведь был, и когда он был, и появлялись такие движения, как «Новые люди»,  «Наши», «Наша страна», «Россия молодая», да та же «Молодая Гвардия» - все те же самые люди на все лады вопили о «Путин-югенде», о «безумных кремлёвских хунвэйбинах», и вся их риторика по поводу диалога молодежи и власти сводилась к «Путин, прекрати немедленно!».
Ладно, это формы политического диалога ушли в прошлое. Но сейчас через систему образования создаются с подачи и одобрения Путина молодежные и школьные ассоциации в масштабах всей России. Процессы эти инициированы были уже пару лет назад. И что тогда начали говорить всё те же либеральные интеллигенты? А то, что «Кремль загоняет наших детей в пионерию и комсомол!», «это возвращение тоталитарного советского прошлого!».
И несет, это все не про политический режим и не про детей. Тут главный вопрос как раз к деятелям культуры: вы, когда за свои слова начнёте нести, там, у себя в голове, хоть какую-то ответственность?
В принципе, Сокуров с этим высказыванием хоть немного в контексте реальности. Он понял, что если государство совсем не будет говорить с молодёжью, то «прилететь» может не мифическому Кремлю, не государству, а ему и таким, как он. Потому, что для пресловутой молодежи, для активного её большинства, названия фильмов Сокурова ничего не говорят.
Он для них, как и многие другие «ложный авторитет», никто в общем. А как реальные хунвэйбины в свое время разделывались с китайской интеллигенцией -  это можно в любом открытом источнике почитать. Ими тоже никто особо не занимался, просто старина Мао сказал «фас».
Проблема только в том, что наша творческая интеллигенция, живущая не за счёт кассовых сборов, а за счет государства, настолько уже не чувствует под собою страны, но так привыкла обвинять государство во всех смертных грехах, и считать себя совестью нации, что при малейших попытках государства говорить с молодёжью срывается на такой же истошный визг.
«Руки прочь от наших детей». Так вот, уважаемые, мы живем в той реальности, когда если с молодежью не говорит чиновник, организатор-педагог или государственный функционер, то с ней говорит полицейский. Выбор, как говорится, невелик, неприятен для вас, но очевиден.
Что же до «задержали бедных детишек», «арестовали женщин», то посмотрите пожалуйста внимательно, как в феврале на майдане себя вела молодежь. А еще посмотрите, как очень молодые люди с весьма «незалежными лицами» вели себя в Одессе 2-го мая. Можете посмотреть и на беспорядки в США.
Не только на политические акции, типа Оккупай Уолл-Стрит, но и на то, как себя подростки и милые девушки вели в Новом Орлеане, после урагана Катрина. Приятного в кадрах мало, но про «детства моего чистые глазёнки» все станет намного понятнее. И про то, что четырнадцатилетний подросток ровно также, как и тридцатилетний гопник в состоянии раскроить головы окружающим мирным гражданам.
Это, во-первых. А во-вторых, а кто, собственно, этот молодняк на улицы, на несанкционированный митинг вывел, кто им денег обещал, в случае если их задержат и уж тем более осудят? Может быть Путин? Так ведь совсем не Путин, а «певец человеческих ценностей», либерал и западник, Алексей Анатольевич Навальный. Интересно, почему его не помянул парой ласковых в своей речи Сокуров?
Но про Навального ряд деятелей Ники высказались совсем в ином ключе. Например, актриса Елена Корнеева заявила, что Навальный, Олег Сенцов и Мохнаткин - это политзаключенные.
Но, помилуйте, тот же Сенцов - террорист. Что и многие оппозиционеры признают, кто с гордостью, а кто и с недоумением. Навальный - это человек за которым в первую очередь тянется шлейф экономических преступлений. Мохнаткин - человек, который своей целью, кажется, поставил попытки ломать носы полицейским везде. Это вот этих «невинных детей» вы спасаете от «беспощадного государства»?
Мир,  все же несколько сложнее, чем кажется нашим творческим интеллигентам. Лозунг «онижедети!» после Украины не трогает никого. И так уж получилось, и виновата в этом совсем не Россия, что теперь и молодежь несёт полной мерой ответственность за нарушения законов, за беспорядки и хулиганство. Как в США, Германии, Греции, Эстонии и далее везде. У нас, заметьте, не травят молодежь слезоточивым газом и не разгоняют водомётами.
Но «мы хуже, чем Северная Корея» - говорит режиссер Виталий Манский. Тоже ведь получает деньги от государства. Получал и на свой «Артдокфест», который фактически стал площадкой пропаганды даже не Украины, а оголтелого «украинства». В этой связи интересно, чего ж он делает в России и не жгут ли ему руки российские рубли? Раз он так любит незалежную, то мог бы работать и там. Многие особо ретивые сторонники из его творческого цеха туда переехали. Так что же останавливает российского мэтра? Границы, для таких как он, открыты.
Понятно, что в нашей творческой тусовке есть ряд людей, которые делают себе имя и популярность именно на протесте. Это всегда практически одни и те же люди. У них, что называется, это работает. Вот теперь в медиа заговорили о «Нике» и хотя бы посмотрели, как называются фильмы, которые представил тот же Манский и Сокуров. Наверное, теперь эти фильмы посмотрит большее количество народа.
Но также понятно, что для деятелей культуры вся тема и Украины, и протестов - это тоже не политика, а возможность привлечь к себе внимание. Но в последнее время получается как-то уж совсем криво. Понятно, что либеральная тусовка поддержит.
Пару дней, может пару недель, о Сокурове будут говорить. Как говорили, например, о Екатерине Гордон с её песнями про «Стратегию-31». Как и про упомянутого ранее Райкина с его выступлением про цензуру, и многих других.
Быть «совестью нации», тем, о чем Герцен говорил «мы вовсе не врачи, мы - боль» - это, конечно, очень приятно и почетно. Но вы не справляетесь.
Потому, что у российского общества душа болит не по «онижедетям» или Сенцову с Навальным, а по сгоревшим второго мая людям, по убитым мирным жителям Луганска и Донецка, по подло убитым Арсению Павлову и Михаилу Толстых.
Вот где боль общества. Но вы всё это либо не замечаете, либо презираете. И потому, здесь можно вспомнить уже не Герцена, а Ленина с его определением, кто тут «не соль земли, а...».