Терминус (Теория Элит)

Автор: 
Дата: Август 20, 2015

Эта статья является попыткой дать краткое и сжатое описание национальных элит и связанных с ними социальных институтов и процессов. 
Элита[ii]
Слой общества, направляющий и концентрировано выражающий национальную, цивилизационную идентичность этнической группы, реализует руководство и управление этносом.
(В рамках теории) причастность к элите обуславливается не особенностями кровной принадлежности или занимаемой должности, а особенностями образовательного, целевого и морального характера. Обычно, элита представляет конструктивные, прогрессивные и креативные (положительные) черты данной этнической группы.
Антиэлита
Социальный слой, который в условиях физического уничтожения или нравственной деградации элиты, берет на себя управление этносом и руководство культурной идентичностью.
Но управление и руководство она осуществляет исходя исключительно из собственных интересов и целей, вбирая в себя наиболее типичные для данной этнической группы разрушительные и безнравственные, регрессивные (отрицательные) черты.
Яркими примерами физического уничтожения и нравственной деградации элиты являются:
Россия – результатами двух революций стали не только крах Российской
империи и конец царского режима, но и физическое уничтожение элиты русского этноса.
Франция – система Версальского внутреннего компромисса предполагала наличие изолированного от мира, не занимающегося полезной деятельностью, постоянно находящегося при королевском дворе и дошедшего до паразитизма дворянства. В результате во Франции в течение одного века аристократия из национальной элиты деградировала и дошла до уровня антиэлиты.
Теория Терминуса
Название теории происходит от имени божества границ древних римлян, под покровительством которого состояли пограничные камни и столбы, считавшиеся священными. Я сравниваю данные столбы с обществом. Верхняя, видимая часть столба — это элита, нижняя, находящиеся под землей, – антиэлита, средняя часть – широкие слои общества. Когда столб переворачивается вверх ногами, элита и антиэлита меняются местами. Таким образом, элита и антиэлита одновременно существуют почти во всех обществах.
В зависимости от определенного периода, наличных ресурсов, воли и т.д., одна из них активна, а другая – латентна (как изображено в схеме)[iii] . В переходные периоды (революции, перевороты и др.) они могут изменить свое положение (изменение положения пограничных камней). Изменение положения обычно заканчивается кратковременным физическим либо нравственным уничтожением одной из сторон.
Государствообразование
Первоочередной задачей и смыслом существования элиты является сохранение и увеличение мощи государства. Во все времена и во всех состояниях (даже в условиях гражданских войн и антиправительственных движений), независимо от качества и содержания отношений с правящим режимом — элиты государствоцентричны (например, армянская знать, восставшая против Аршака Второго и Хосрова Котака, и поддерживающая Сасанидскую Персию, по сути являлась элитой: она пыталась уберечь Армению от междоусобицы двух династий за персидский трон и в своих устремлениях продолжала оставаться государствоцентристской). Все это не свойственно и даже противоречит сути антиэлит: ее интересы идут вразрез с интересами социума а антиэлиты всегда предпочитают свои собственные интересы (например, олигархический слой, присущий нашему современному обществу).
Цивилизация
Создание, существование и сохранение цивилизации возможно только при наличии сформировавшейся и находящейся в активном состоянии элиты, более того цивилизация представляет собой совокупность информации, инструментов и ресурсов, которые передавались из поколения в поколение элит. Антиэлиты, напротив, создают псевдокультуру, которая может удовлетворить материальные потребности широких слоев населения. Если сравнить цивилизацию с товаром, то элита это производитель, а общество-потребитель.
Примеры Великобритании и Армении
Своеобразие изменений положения циклов и ее зависимость от множества условий можно показать на примере Великобритании и Армении.
На данный момент самой долговечной и неизменной является Британская элита. Со времен Великой хартии вольностей (13 век) и до сих пор элита не только не сдала свои позиции и не превратилась в антиэлиту, но и не изменился общественный слой, образующий элиту —   аристократия.
С другой стороны, в армянской действительности нашли место как физическое уничтожение (как результат последовательной политики арабов, турков, персов), так и случаи нравственной деградации (деградация элиты третьей республики). Причинами таких различий являются особенности геополитики, распределения ресурсов и периода истории, но вышеотмеченное, объясняя физическое уничтожение, не объясняет нравственную деградацию. Причина последней больше носит системный характер: дело в том, что армянская действительность около 500 лет была лишена национальной элиты, и только в последние десятилетия, были созданы более или менее приемлимые условия для ее возрождения и восстановления. Естественно, что после такого долгого перерыва, для таких сложных общественных процессов, необходимо более длительное время, и сейчас мы наблюдаем лишь «прелюдию» возрождения реальной национальной элиты, как сформировавшегося класса или скоординированной социальной единицы. Справедливости ради следует отметить, что истории не известны случаи возрождения элиты после такого длительного перерыва.
Теория Терминуса подходит только для классических обществ. В настоящее время модернистские сообщества, образованные в некоторых странах Западной Европы (Бельгия, Нидерланды, Швейцария), находятся вне системы особых отношений традиционного общества. Там нет явных элит или антиэлит: после повышения качества образования и укрепления гражданского общества последовало образование новых постисторических обществ.
Автор: Арег Кочинян. © Все права защищены
Перевела: Эрминэ Дарбинян

[i] Древнеримское божество, покровитель границ. Его именем также называли пограничные камни, которые имели вид параллелепипеда, которые зарывали в землю. Верхняя часть была отполирована и обработана, и на этой части был написан текст пограничного камня.
[ii] Слово элита происходит от латинского слова «Eligo», что означает «избранный, лучший».
[iii] Смысл метафоры заключается в следующем: как уже упоминалось, только верхняя часть камня была отполированной и содержала информацию, но по естественным причинам или (чаще) вследствие вмешательства местного неграмотного населения пограничные камни переворачивались, теряя свое значение и показывая свою бессмысленную и бесполезную часть. Но образованный и профессиональный человек в дальнейшем все исправлял. Это был полный цикл. Даже в настоящее время различные камни находятся на разных стадиях цикла.
http://www.acoya.org/language/ru/культура/терминус-теория-элит/

Комментариев нет:

Отправить комментарий