Лидеры России и Великобритании договорились о встрече, чтобы урегулировать вопросы безопасности и экономики – нынешний уровень отношений не устраивает обе стороны. Москву и Лондон никогда не связывали теплые отношения, а в последние годы риторика Британии заметно ужесточилась. Но бизнес-интересы становятся для Лондона важнее политических баталий.
Уже в сентябре состоится встреча нового премьер-министра Великобритании Терезы Мэй и президента России Владимира Путина. Решение провести встречу было принято в ходе телефонного разговора между Путиным и Мэй 9 августа. Встретятся они в Китае, на площадке саммита G20.
«Для Мэй в первую очередь необходим выход на российский рынок. Великобритания будет ориентироваться больше именно на внешний контур»
Путина и Мэй не устраивает уровень отношений между странами, сообщают СМИ подробности телефонного разговора. По их мнению, британские и российские граждане сталкиваются с общей угрозой терроризма, и сотрудничество, в частности в авиационной безопасности, является важной частью международных усилий против терроризма. «Лидеры двух стран договорились о налаживании диалога по линии спецслужб, занимающихся проблематикой обеспечения авиационной безопасности», – сообщает администрация президента РФ.
С обеих сторон была «выражена неудовлетворенность нынешними параметрами сотрудничества как в политической, так и в торгово-экономической сферах», добавляет сайт Кремля.
«Премьер-министр отметила важность отношений между Великобританией и Россией и выразила надежду, что, несмотря на разногласия по некоторым вопросам, они могли бы взаимодействовать открыто и честно по проблемам, которые наиболее важны для них», – подчеркивает канцелярия Терезы Мэй.
Отношения России и Великобритании никогда не были простыми. Страны выступали союзниками в некоторых военных операциях, но в критических ситуациях – например, в составе антигитлеровской коалиции. В Лондоне укрывались многие преступники или подозреваемые в преступлениях в России – например, Борис Березовский, Александр Литвиненко, ряд чеченских террористов. Великобритания последовательно отказывала России в экстрадиции преступников. Из всех европейских стран именно Британия считается самой недружественной РФ страной.
«Мой ответ был – «Да!»
Риторика королевства в адрес России никогда не была дружественной. Тереза Мэй, недавно занявшая пост премьер-министра Великобритании, следует общей тенденции и уже выступала с антироссийскими репликами. Через несколько недель после назначения Мэй утвердительно ответила на вопрос журналиста о том, готова ли она использовать ядерное оружие против России. «Действительно, на минувшей неделе прошло весьма важное голосование в парламенте (Великобритании) о продолжении нашей ядерной программы... Во время дебатов был поставлен вопрос о том, была бы я готова использовать ядерное оружие как устрашающую силу. И мой ответ был – «Да!» – заявила она.
Пока можно сделать вывод, что в отношении России Мэй продолжает поведенческую линию бывшего премьера Дэвида Кэмерона. Ранее в беседе с газетой ВЗГЛЯД эксперты отмечали, что Мэй достаточно нейтральный политик и не является жестким критиком Москвы.
Кэмерон, занимавший пост премьера с 2010 года, успел сделать достаточно много антироссийских заявлений. Стоит отметить, что именно во время его пребывания в статусе премьер-министра были введены санкции ЕС против России, и Британия была одним из главных сторонников их введения и расширения.
Также Кэмерон активно призывал «наказать» Россию, если будет доказано, что пассажирский «Боинг» «Малайзийских авиалиний» сбило ополчение. Крушение самолета произошло в Донецкой области в 2014 году. «Мы порой ведем себя так, словно Россия нужна нам больше, чем мы ей. Россия может использовать этот момент, чтобы найти выход из этого тяжелого, опасного кризиса. И, я надеюсь, она это сделает. Но если этого не произойдет, то мы не должны медлить. Мы должны установить все факты в этой истории... Если президент Путин не изменит свой подход к Украине, то Европа и Запад должны фундаментально изменить отношение к России», – говорил об этом деле Кэмерон. При этом он выступал за установление «адекватных отношений» с РФ.
Но риторика Кэмерона в отношении России ожесточилась только после начала вооруженного конфликта на Украине. В 2011 году он посещал Москву, встречался с Дмитрием Медведевым и заявлял, что «Россия и Великобритания сильнее, когда они вместе». В 2012 году он проводил переговоры с Владимиром Путиным в Лондоне, также обсуждалось экономическое сотрудничество. В 2013 году Кэмерон и Путин вновь встретились – на этот раз в Сочи, и их встреча была оценена экспертами как наиболее позитивная за предыдущие семь лет. Кэмерон заявлял о единстве целей, об общей заинтересованности в прекращении конфликта в Сирии.
За последние годы экономическое сотрудничество между Россией и Великобританией также стало приходить в упадок. Как отмечается на сайте российского посольства в королевстве, по инициативе Лондона приостановлена работа Межправительственного комитета по торговле и инвестициям и энергетический диалог высокого уровня. «В рамках ЕС британские власти активно продвигали принятие антироссийских санкций, имплементация которых наряду с падением мировых цен на нефть привела к тому, что двусторонний товарооборот в прошлом году сократился на 21%, а в период с января по май 2015 г. – почти на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – сообщается на сайте.
«На этом фоне в целом с положительной стороны показывают себя британские деловые круги, заинтересованные в продолжении нормальных связей с нашей страной. Это, в частности, позволило Великобритании пока сохранить позицию одного из ведущих торгово-инвестиционных партнеров нашей страны», – также сообщает посольство.
Мэй нуждается в России
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов убежден, что Тереза Мэй сейчас нуждается в серьезной поддержке вне европейского контура, поэтому она рассчитывает активизировать отношения как с Россией, так и Китаем и Индией. Поэтому теперь отношения начнут улучшаться, особенно это касается перезагрузки экономического сотрудничества с Москвой. Британия, напомнил он, выступала инициатором ряда враждебных инициатив в отношении России, поэтому активизация отношений между Москвой и Лондоном очень перспективна с учетом того, что в январе антироссийские санкции ЕС могут начать демонтироваться.
«Для Мэй в первую очередь необходим выход на российский рынок. Он очень перспективен, начиная с истории вокруг BP и ряда договоренностей по шельфу и заканчивая проектами, связанными с автомобилестроением, рынком услуг. Великобритания будет ориентироваться больше именно на внешний контур», – сказал Абзалов газете ВЗГЛЯД.
В то же время Абзалов уверен, что Мэй продолжит делать жесткие заявления в адрес России, в частности в связи с ситуацией на Украине. «Но я думаю, что здесь отношения будут более или менее сбалансированы. В течение полугода ей придется подать заявление о выходе Британии из ЕС. Она хочет создать необходимые внешние точки, которые позволили бы менее проблемно пройти британской экономике через Brexit. Поэтому в ближайшее время активизируется взаимодействие с Москвой, Китаем и Индией. Тем более сейчас в какой-то степени руки развязаны», – отметил он.
Между тем еще неизвестно, как сложатся у России отношения с нынешним главой британского МИДа Борисом Джонсоном. «Но в целом в конце августа у нас появятся какие-нибудь данные по повестке, тем более она будет очень насыщенной. И платформа, на которой это будет происходить, достаточно интересная», – считает политолог.
Источник: vz.ru.
Комментариев нет:
Отправить комментарий